Какое-то время назад осознал, что произвожу весь контент в первую очередь для себя, а не кого-то другого. Даже этот блог для меня скорее журнал, просто чуть больше мотивации писать, чем в какое-то приложение для дневников вроде Day One.
С фотографией то же самое, я снимаю в первую очередь для себя, а подписан максимум на двух фотографов, которые дают какие-либо советы и рекомендации. При этом я все равно вижу, что снимают другие люди и иногда задумываюсь о том, что же делают фотографии красивыми.
Мне кажется, есть всего три категории:
- Фотографии из красивых мест
- Фотографии с красивыми людьми
- Фотографии с красивым сюжетом
И в первых двух категориях заслуги фотографа, скажем честно, не очень много. В обеих очень несложно сделать отличные фотографии, если есть базовые знания и приемлимая техника. Ты прилетел или приехал в красивый старый город в Европе. Или наоборот, в футуристичный местами Сингапур. Оказался на тропическом острове. Или у уходящего вниз обрыва на берегу океана.
Оценка таких “пейзажей” зависит в том числе от твоего опыта. Тяжело находить красоту там, где ты жил всю жизнь. Мне вот было бы тяжело её найти посреди советских хрущевок. Но я не знаю, как это увидел бы человек из США. Между тем, обычная улица в субурбии его города может выглядеть необычно для меня.
То же самое с портретными фотографиями. Если вы снимаете хорошо выглядящего человека (не очень важно, какого пола), то вам даже не всегда нужно быть в красивом месте, вроде пляжа на закате, или в контролируемой студии. Огромное количество подобных фото снято в совершенно странных интерьерах, от ржавого завода до интерьера бабушкиной квартиры. Фотограф, который снимает полураздетых девушек, вообще как будто нивелируется до устройства, нажимающего на кнопку. Хотя в их случае, очевидно, важно уметь коммуницировать и делать процесс комфортным для модели.
Остаются фотографии, где есть какой-то сюжет. Местность и люди не обязательно красивые. Но сама фотография рассказывает историю. В целом, людей может вообще не быть, без них историю показать очень сложно и ловить такие кадры можно годами.
Конечно, это всё немного упрощение и редукционизм. Настоящий фотограф, оказавшись в таких же условиях, снимет лучше меня. При этом, я все чаще ловлю себя на мысли, что текущие знания и техника позволяют мне иногда выжать хороший кадр из скучной среды, но я осознаю, что в итоге фото все равно получится такое же скучное – и не нажимаю кнопку.